Профилактика нарушений письменной речи. Развитие межполушарного взаимодействия. Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества к образованию таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Нарушение межполушарного взаимодействия, по мнению нейрофизиологов, кинезиологов, является одной из проблем с интеллектуальным и речевым развитием, вниманием, поведением. Оно объясняет и возникновение нарушений письменной речи, дисграфии и дислексии. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников — это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.
Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга».
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Известно, что каждое полушарие головного мозга выполняет свои функции.
Правое полушарие головного мозга называют гуманитарным, образным, творческим - отвечает за координацию движений, пространственное, зрительное восприятие, музыкальность, эмоциональность, творческие способности.
Левое полушарие головного мозга называют математическим - отвечает за слуховое восприятие, постановку целей и построение программ.
Единство мозга складывается из двух полушарий, тесно связанных между собой нервных волокон (мозолистое тело).
Одним из наиболее результативных методов для развития межполушарного
взаимодействия при подготовке детей к школе является зеркальное рисование.
В своей работе для профилактики нарушений письменной речи я использую тетради Нищевой Н.В. «Рисуем двумя руками. Домашняя тетрадь. Межполушарное взаимодействие. Профилактика нарушений письменной речи (с 4-до 7 лет)». В тетради представлены упражнения, основанные на зеркальном рисовании, которые помогают развивать ручную, мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.
Ребенку предлагается выполнить задание обеими руками одновременно в направлении от центра к краям. Если ребенок выполняет задания простыми карандашами, то задание может быть выполнена многократно. Многократное повторение каждого задания дает коррекционный эффект.
При обычном рисовании ребенок придерживает лист бумаги одной рукой.
Во избежание скольжения бумаги при зеркальном рисовании я рекомендую помочь ребенку, придерживая лист бумаги на котором он рисует.
Каждое упражнение дополнено дополнительными элементами -рисунками, которые ребенок может раскрашивать.
Рисование двумя руками для детей это новая и необычная практика и, хотя это достаточно сложно, дети с большим увлечением выполняют задания. Использование подобных упражнений поможет избежать нарушений речевого и интеллектуального развития, будет способствовать всестороннему развитию.
Рисуем двумя руками. Домашняя тетрадь (смотреть...).
|