Согласно нового закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад стал первой ступенью образовательного процесса. Исполнение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует большого внимания к подготовке дошкольников к обучению в школе. Усвоение предметов школьной программы зависит от того, как ребенок подготовлен к школе, насколько сформирована речь. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у детей должна быть сформирована звуковая аналитико - синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте. Как показывает практика, большой процент детей не справляется с этой задачей и это приводит к возникновению специфических трудностей овладения письмом и чтением, к повышенной утомляемости, низким оценкам.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всех сторон речи. Фонематическое восприятие связана не только фонетической, но и с лексико - грамматической стороной речи. Дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги в предложении.
В дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы следующие умения:
-
Правильное произношение всех звуков;
-
Различение на слух всех звуков речи, включая акустические и артикуляторно близкие (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, /р/ -/л/ - /й/.
-
Владение простейшими видами анализа и синтеза, доступными для детей дошкольного возраста, а именно:
- выделение звука на фоне слова (например: «Есть ли звук /ш/ в слове шуба?»);
- определение места звука в слове (начало, середина, конец) (например: «На каком месте в слове «шапка» находиться звук /ш/ - в начале, в середине или в конце?»);
-выделение ударного гласного из начала и конца слова (например: «какой первый звук в слове Ангел? Какой последний звук в слове вода?»);
- определение первого согласного звука в слове (банка, щетка, чайник);
- определение последовательности звуков в слове, выкладывание схемы (вата
шины, рыба):
- определение количества звуков в слове (луна, банан, шапка);
- синтез слов (д, о, м , к, о, т, ы, а, и, с, т);
- определение количества слогов в слове (слои, абрикос, черепаха);
- определение количества слов в предложении (День был теплый. В парке росла высокая береза).
Важным фактором в формировании аналитико - синтетической активности старших дошкольников играет правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда. В моем кабинете накоплен достаточно большой объем практического материала, направленный на формирование аналитико - синтетической активности, который будет служить надежной базой для овладения навыками первоначального чтения и письма. На коррекционно – развивающих занятиях дети через игру знакомятся с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение, «буква», учатся различать дифференцировать согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, составлять и читать слоги, слова и предложения.
Для усвоения терминов «слово», «звук» помогают такие игры, как «Доскажи словечко», «Скажи слово наоборот», «Найди слово», «Звуковая цепочка», «Сколько слогов – столько шагов!», «Соедини слоги и слова» и многие другие.
Важно сформировать у детей умение делить слова на слоги. Чтобы процесс формирования деления слов на слоги стал более интересным использую наглядные методы: карточки со слогами, дидактические игры, интерактивные игры.
Набор развивающих карточек «Обучение грамоте» учит ребенка обозначать звуковой состав слов в виде схем, соотносить звуковые и слоговые схемы со словами. Играя с карточками, ребенок учиться делить слова на слоги и ставить ударение в словах и определять местоположение заданного звука в слове. (1, 2, 3)
Развивающие игры - лото «Слоги» направлены на умение выбирать карточки по первому и последнему слогу. (4,5)
Дидактическая игра «Найди ударный слог» направлена на обучение детей делению слов на слоги и определению ударного слога в слове. (6) Так же используются такие игры, как «Слоговые домики». (7) А еще современным детям очень нравятся интерактивные игры.
Усвоение звуковой стороны слова - трудный и длительный процесс. Особую сложность вызывают задания на определение места заданного звука в слове. Для решения этой проблемы использую карточки с набором слов на каждый звук (8), письменные задания из серии «Логопедические тетради» на разные звуки и интерактивные игры, например «Поезд».(9)
Для обучения звуковому анализу и синтезу использую различные схемы и картинки к ним. Это может быть картинка, под которой расположены пустые клеточки, их нужно раскрасить соответствующим цветом или положить на них цветные фишки. Так же использую игры, сделанные своими руками «Включи телевизор», «Веселые матрешки» (10, 11, 12).
Для знакомства с понятием «Предложение» использую моделирование, то есть у детей формируется навык схематической записи предложений с обозначением начала и конца. Из дидактических игр применяю игру: «Играем со звуками. Составляем предложения».(13)
При знакомстве с буквами для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Предлагаю детям нарисовать букву, выложить букву фасолью, сложить из палочек и т.д. Для составления и чтения слов используются мягкие объемные буквы, дидактические игры «Окошечки», «Буква потерялась. Буква заблудилась», карточки «Читаем по слогам» (14, 15, 16, 17, 18)
Развивающая предметно – пространственная среда моего логопедического кабинета представлена еще и многофункциональными, трансформируемыми, вариативными, безопасными логопедическими технологиями, такими как логопедический бизиборд, лэпбук, умное зеркало Artik Me. (19, 20, 21. 22)
Организуя работу с дошкольниками по формированию аналитико - синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте педагогу необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка, его возможности, интересы и потребности.