Лучший бизиборд – это бизиборд
сделанный своими руками.
Сегодня актуальными, как никогда, стали бизиборды.
Бизиборд– это развивающая игровая доска для детей, созданная по методике Монтессори, на которых закреплены различные игрушки и мелкие детали: замки, дверцы и многое другое. Необычная композиции, яркие цвета, возможность потрогать руками все эти детальки и приспособления привлекают детей, вызывают большой интерес к игре и активно способствуют развитию мелкой моторики. Для достижения задач в целях коррекции нарушений звукопроизношения шипящих звуков, развития мелкой моторики рук, я решила сделать бизиборд в развитии, т.е. движения мелкой моторики сопровождаются речевыми упражнениями.
Мой логопедический бизиборд состоит из двухстороннего раскладного щита. Первая сторона полностью посвящена подготовительному этапу.
На этой стороне изображена сюжетная картинка: девочка приглашает на артикуляционную гимнастику. В центре картинки нарисована девочка, в руке которой закреплено зеркало, в нижней части щита, на нарисованном столе вырезано шестнадцать отверстий, в глубине которых закреплены картинки с артикуляционными упражнениями. Отверстия закрываются цветными крышками, на дне которых приклеены картинки с артикуляционными позами. Здесь подобраны артикуляционные упражнения на все группы звуков: шипящие, сонорные и свистящие.
Упражнения на свистящие звуки находятся под крышками синего цвета, к ним добавляются два основных упражнения на шипящие звуки под крышками зеленого цвета, и под желтыми крышками обозначены упражнения на сонорные звуки.
Дети открывают одну из крышек, смотрят на картинку и артикуляционную позу звука и многократно повторяют ее перед зеркалом, тем самым мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков.
На второй стороне бизиборда, есть элементы: колокольчик и фонарик, посредством которых продолжается работа по подготовительному этапу - развитию фонематического слуха и выработка навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения шипящих звуков.
Остальные элементы посвящены полностью автоматизации и дифференциации звуков:
1.Прозрачные ячейки для картинок с артикуляционной характеристикой звуков;
2.Зигзагообразная дорожка с подвижной ручкой, для автоматизации звуков в слогах;
3.Застежка-молния, для автоматизации изолированного произношения звуков;
4.Окошко для показа картинок (по одной), находящихся на вращающемся с помощью рукоятки диске, для автоматизации звуков в словах;
5.Деревянные цветные счеты, для автоматизации звуков в словах и упражнений в согласовании числительных с существительными;
6.Деревянные часы для определения слоговой структуры слов;
7.Разноцветные распашные дверцы, снабженные запорными устройствами, под которыми находятся картинки для автоматизации звуков в предложении;
8.Стилизованные фигуры деревьев (2 шт.) с закрепленными на них вязаными кружочками в виде плодов на кнопках, для звуко-слогового анализа и синтеза слов;
9.Два прозрачных цветных конверта, закрепленных на магнитах, с картинками для автоматизации звуков в связной речи и тексте;
10.Кошелек на крючке с картинками внутри и вешалка с крючками для картинок, для развития фонематического слуха и дифференциации звуков.
Таким образом, изготовленный мною бизиборд позволяет использовать в индивидуальной работе с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей следующие варианты игр:
Подготовительный этап:
Упражнение №1: «Артикуляционная гимнастика». Дети открывают одну из крышек, смотрят на картинку и артикуляционную позу звука и многократно повторяют ее перед зеркалом.
Упражнение №2 «Ловишки»: Для развития фонематического слуха. Дети нажимают на фонарик или звонят в колокольчик, когда слышат заданный звук.
Упражнение №3 «Фокус»: Для развития речевого дыхания. Дети берут комочек ватки, кладут его на кончик носа и сдувают ватку.
Автоматизация звука;
Упражнение №4 «Звуковая дорожка»: Для автоматизации изолированного произношения звука. Дети медленно расстегивают и застегивают молнию, произнося поставленный звук;
Упражнение №5 «Слоговые дорожки»: Для автоматизации звуков в слогах. Дети перемещают ручку по зигзагообразной дорожке, произнося слоги с поставленным звуком;
Упражнение №6-9 «Посчитай», «Один-много», «Назови ласково», «Запомни-повтори» для автоматизации звуков в словах и совершенствования лексико-грамматического строя речи;
Упражнение №10 «Составь предложение»: Для автоматизации звуков в предложении. Дети открывают дверцы и составляют предложения по картинкам;
Упражнение №11-12 «Скороговорки», «Фонетические рассказы»: Для автоматизации звуков в связной речи и тексте. По картинкам из конвертов дети составляют описательные рассказы и разучивают скороговорки.
Дифференциация звуков:
Упражнение №13 «Подарки» для дифференциации звуков /С- Ш/, /Ш – Ж/, /Ж – З/.
Подготовка к обучению грамоте:
Упражнение №14 «Слоговые часики».
Упражнение №15 «Собираем яблоки»: Для развития звукового анализа и синтеза.
Упражнение №16 «Найди место»: Для определения позиций звуков в словах.
|