Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – это развитие речи. Это задача включает в себя ряд специальных задач: воспитание з. к. речи; обогащение словаря; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Речь это не только главное средство общения, но и основа мышления и приобретения новых знаний.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Количество детей с дефектами речи с каждым годом растет и поэтому существует острая необходимость коррекции речи у детей, с этой целью в ДОУ создается логопедическая помощь в реализации основной образовательной программы дошкольного образования учреждения, специализированные группы для детей с речевыми нарушениями, комбинированные группы, где дети могут получить своевременную помощь логопеда.
С января месяца в нашем учреждении на базе двух старших групп: «Колокольчик» и «Рыбки» организованы комбинированные группы для детей с речевыми нарушениями. Учитель -логопед, помимо индивидуальных коррекционно -образовательных занятий, проводит групповые логопедические занятия. Подгрупповые логопедические занятия в старшей группе проводятся, в соответствии с программой, четыре раза в неделю. Продолжительность занятия -20 минут. Задачи каждого занятия подразделяются на три группы: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные.
Все занятия проводятся по лексическим темам. Лексическая тема рассчитана на неделю т. е в течение четырех занятий говорим на одну тему, например: «Насекомые и пауки». Каждое занятие содержит по десять этапов: игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, общей моторики.
Например, игра «Разноцветные бабочки» направлена на воспитание направленной воздушной струи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
При рассматривании картины С. К. Артюшенко «Насекомые и пауки» учимся составлять предложения с противительным союзом а, уточняется словарь по теме «Насекомые и пауки». «Длинноногая водомерка бежит по воде, а жук – плавунец ныряет в воду. (И т. п)
При обведении и раскрашивании бабочек развивается тонкая моторика.
В игре с мячом «Закончи предложение» расширяется экспрессивный словарь словами – антонимами. («У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...)
Упражнение «Гусеница» направлена на координацию речи с движением.
При отгадывании загадок развиваются общие речевые навыки.
Упражнение «Найди место» способствует развитию навыка звукового анализа слов.
Игра «На поляне» направлена на совершенствование грамматического строя речи. «Жук спрятался в чашечке колокольчика и выглядывает из нее»
Для развития связной речи по каждой лексической теме учимся составлять рассказы-описания по заранее составленному плану, по сюжетной картинке или по серии картин.
Для развития артикуляционной моторики на занятиях учим артикуляционную гимнастику. Выполняем различные упражнения на автоматизацию звуков. В течение всего занятия контролирую звукопроизношение детей, поправляю.
Для развития речевого слуха, памяти, мышления, связной речи применяю специальное упражнение «Кто лишний?». Я произношу слова по лексической теме, а дети определяют, какое слово лишнее и почему.
Логопед. Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?
Ребенок. Лишний воробей. Это птица, а бабочка, комар и жук – насекомые.
Учимся делить слова на слоги.
Все занятия поводятся с применением большого количества наглядного материала.
Дети с большим удовольствием посещают такие занятия. Высокий темп, включение в работу всех анализаторов, смена видов деятельности делают занятия эффективными и интересными для детей.
|