Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – это развитие речи. Это задача включает в себя ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры речи; обогащение словаря; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Речь это не только главное средство общения, но и основа мышления и приобретения новых знаний.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными. Как показывает практика, при обследовании детей на начальном этапе дошкольники 5-6 лет часто допускают ошибки именно при согласовании числительных с существительными.
Коррекционную работу по обучению согласования числительных с существительными можно осуществлять через систему специальных игр и упражнений, так как эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам.
Формируя правильное согласование существительных с числительными, необходимо требовать не только итоговое число, но и добавлять к числительному существительное. Например, при решении задач ребенок должен ответить, что на поляне стало пять зайцев, а потом шесть зайцев, семь зайцев.
Одна из моих находок для решения этой задачи – учебно-игровой комплект «Логопедическое домино». Авторы – составители: Е.А. Азова, О. О. Чернова. Комплект "Логопедическое домино" предназначен для детей дошкольного возраста. Основная цель этой игры - автоматизация звуков в процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи. Однако, кроме этого, эту игру можно использовать для обучения детей образованию форм множественного числа существительных и согласованию их с числительными и прилагательными. Логопедическое домино содержит красочный набор карточек с рисунками на все группы звуков: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Картинки подобраны таким образом, что звуки находится в различных позициях: в начале слова, середине, в конце, при стечении согласных, что соответствует этапам логопедической работы.
Игры построены по принципу домино и представлены в динамике – от простых к более сложным. Педагог в зависимости от возможностей детей, может упростить или усложнить задание. Для удобства восприятия карточки с предметами в единственном числе выполнены в салатовом цвете, а карточки с предметами во множественном числе имеют светло – оранжевый фон. В играх могут принимать участие 2-4 ребенка.
Логопедическое домино относится к играм с правилами. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх и озвучивают свои ходы. Игры с правилами дают ребенку возможность понимать и принимать условия игры, учиться оценивать свои действия и действия сверстников, ощущать себя участником детского коллектива. Отличительная черта игр с правилами – наличие конкретной цели. Такие игры способствуют формированию произвольности поведения, умения управлять им, а также формированию самооценки, развитию самоконтроля и самостоятельности. Правила организуют поведение и взаимоотношения детей благодаря тому, что рассматриваются как нормы действия. Домино также можно отнести к играм, способствующим активизации зрительных функций у детей.
Развитию внимания во время игры в домино способствует одновременное участие нескольких игроков. Когда дошкольник в игре участвует вместе с другими детьми, он попадает в условия, в которых ему необходимо отслеживать и держать в поле внимания действия, которые осуществляет сверстник, отслеживать порядок ходов для того, чтобы не пропустить свой ход, анализировать правильность подбора сверстником той или иной картинки с целью предупреждения возможной ошибки и для реализации соревновательной мотивации, чтобы стремиться быстрее достичь необходимого результата в игре. В «Домино», ребенку необходимо одновременно следить за игровыми действиями участников и за имеющимися у него картинками для того, чтобы соотносить их с картинкой, изображенной результате последнего хода другого участника.
Учебно-игровой комплект поможет:
· Устранить ошибки грамматического строя речи;
· Развивать зрительное и слуховое внимание;
· Освоить просодическую сторону речи.
«Логопедическое домино» адресовано логопедам, воспитателям, заботливым родителям для занятий с детьми дошкольного возраста.
|