Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать, то, что ему интересно.
Нет такого человека, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака. Произведения этого талантливого поэта и драматурга навсегда откладываются в памяти любого, кто хоть однажды их услышал. На его стихах росло не одно поколение. Благодаря простой рифме и лёгкому слову, его сказки, пьесы и стихи находят живой отклик у детей любого возраста.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С.Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы педагога с детьми (в рамках ООП ДО) является проектная деятельность, мы решили познакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака через проектную деятельность «Мы читаем. С.Я. Маршак».
Цель проекта: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению.
В ходе проекта дети были ознакомлены с основными произведениями С. Я. Маршака.
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- «Кошкин дом»
- «Усатый полосатый»
- «Почта»
- «Двенадцать месяцев»
- загадки.
Для пополнения словарного запаса детей, совершенствования грамматического строя речи, синтаксической стороны речи, развития связной речи, общих речевых навыков, речевого слуха были подобраны игры и упражнения : «Подбери символ», «Звуковая чехарда», «Составь схему», «Скажи наоборот», игра -драматизация «У новогоднего костра», «Собери подснежники», «Корзина подснежников», «Узнай сказку», «Кого не стало?», «Вспомни сказки», «Кто скорее?», «Возле дома», «У кого больше фишек?», пазлы «Кошкин дом», игра «Смотри, кто пришел?», игра «Подскажи словечко», «Семейка слов», «Будь внимательным».
Все эти игры и упражнения были реализованы в организованной образовательной деятельности, в режимные моменты в группах ДОУ и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
Для расширения знаний детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака был организован литературный вечер, который проходил в музыкальном зале.
Для закрепления и систематизации знаний о произведениях С.Я. Маршака была проведена литературная викторина «Путешествие по произведениям С.Я. Маршака». Дети были разделены на две команды; «Котята» и «Мышата». Они с удовольствием участвовали в викторине, отгадывали загадки, отвечали на вопросы, были активны и эмоциональны в узнавании сказочных предметов, вспоминали сказки и сказочных героев, и получали за правильные ответы фишки. В конце викторины были подведены итоги, и дети получили сладкие призы.
В групповой комнате была оформлена выставка книг С.Я. Маршака. Активное участие в этом приняли родители.
В ООД по рисованию «Мой любимый сказочный герой по сказкам С.Я. Маршака» детям было предложено рисовать любимых героев стихотворений и сказок поэта. Дети с огромным желанием были вовлечены в этот процесс. Результаты работы детей были оформлены в виде выставки рисунков.
Итогом реализации проекта являются следующие достижения:
· Расширен, активизирован словарь в рамках темы.
· Совершенствован грамматический строй речи.
· Созданы условия для развития связной речи, общих речевых навыков, речевого слуха, творческих способностей.
· Созданы условия для формирования эмоционально-образного восприятия произведений.
· Созданы условия для формирования умения понимать главную идею произведений, правильного оценивания поступков героев.
· Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
· Созданы условия для воспитания навыков взаимодействия и сотрудничества, любви к родному языку, творчеству С.Я. Маршака.
Мы все любим сказки. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.
|