Влияние скороговорок на развитие речи детей

Персональный сайт учителя-логопеда высшей квалификационной категории Ахатовой Файрузы Сингатулловны

МБДОУ детского сада № 9 "Ромашка" г. Семенова Нижегородской области

Влияние скороговорок на развитие речи детей

 

   Тренировка дикции, то есть воспитание четкой, ясной речи, необходима каждому ребенку для успешного гармоничного развития. Прекрасным дополнением для детских занятий по развитию речи являются скороговорки.

   Скороговорки- это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить не только отдельные звуки, но и целые слова. Она развивает речевой слух, дикцию, обогащает словарный запас ребенка.

   Скороговорки бывают короткие и длинные, простые и сложные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях, народные и авторские.

   Скороговорки нужно читать с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая». Скороговорки очень нравятся детям. Вырастая, наши дети начинают проводить разные опыты с собственным языком, чувствовать его подвижность. И при скороговорках это особенно им заметно, что язычок еще нуждается в тренировке. Это одновременна игра и терапия, нелегкий труд и забава.

   Любая скороговорка растет вместе с ребенком. Если малыш только учится говорить и с трудом выговаривает некоторые звуки, ему нужны простые скороговорки, в которых повторяется только один трудный звук. Ребенку более старшего возраста можно предложить усложненные скороговорки, в которых встречаются труднопроизносимое сочетание звуков.

    Они наилучшим образом подходят для полной успешной автоматизации и дифференциации звуков. Их можно сгруппировать по звукам. Степень сложности скороговорок разная и выбор их для заучивания индивидуален. Но для отрабатывания скороговорок на произношение проблемных звуков можно переходить только тогда, когда у малыша свободно выходит правильное произношение отдельного звука, представленного в упражнении.

   Скороговорки влияют на развитие и исправление дефектов речи детей, но при этом необходима усиленная работа не только логопеда, но и воспитателя, а самое главное родителей.

   В нашем детском саду, в конце учебного года, когда практически у всех воспитанников подготовительной группы поставлены и автоматизированы все звуки, проводится конкурс «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». В конкурсе принимают участие две команды: «Говорунишки» и «Болтунишки». Они соревнуются в четком, быстром и выразительном проговаривании скороговорок.

   В процессе подготовки к конкурсу активное участие принимают родители. Дети совместно с родителями подбирают скороговорку, учат ее наизусть, рисуют картинку на тему скороговорки. Конкурс проходит в большом светлом зале, с музыкальным оформлением, дети одеты в русские народные костюмы. Выбирается жюри в составе: заместитель по ВМР, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения