«Не только интеллектуальное развитие ребенка, но
и формирование его характера, эмоций и личности
в целом находиться в непосредственной
зависимости от речи»
(Л. С. Выгодский)
Коррекция речи детей - это целенаправленный и индивидуальный процесс, который должен учитывать особенности их психофизиологического развития. В дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями выделяют отдельный кабинет. В логопедическом кабинете должна быть создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, как средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии речевой деятельности. Здесь все должно соответствовать интересам, потребностям и возрасту детей.
Мой кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащен наглядно-дидактическим материалом, литературой, мебелью, зеркалом и пожарной сигнализацией.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду помещения, я руководствовалась принципами:
· доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда — на верхних полках;
· системности: каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета;
· здоровъесбережения: имеется достаточное естественное и искусственное освещение кабинета; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья сооветствуют возрасту детей; стены кабинета оклеены обоями теплого, спокойного, с нежным оттенком зеленого цвета;
· учета возрастных особенностей детей: размеры мебели и наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;
· мобильности: зеркало по мере необходимости закрывается шторами, мебель легко переставляется;
· вариативности: наглядно – дидактический материал и многие пособия многовариантны;
· эстетичности: наглядно – методические пособия и игры оформлены эстетически.
По оснащению и применению кабинет условно разделен на зоны. Зонирование помещения позволяет повысить эффективность коррекционных занятий.
Зона для индивидуальных занятий находится в наиболее освещенном месте, около окна, свет слева. На стене зеркало размером 100*70 см, перед ним стол для индивидуальной работы. Здесь, сидя за столом перед зеркалом, мы разучиваем артикуляционные упражнения, т.е. подготавливаем органы артикуляционного аппарата к постановке сложных звуков. Все этапы работы над постановкой звуков проходят за этим столом. Над зеркалом помещены символы гласных звуков и настенные часы, что позволяет отслеживать время проведения занятий.
Рабочее место учителя-логопеда: для работы с документацией и проведения индивидуальных консультаций. Напротив стола – полка для хранения методической литературы.
Рабочее место учителя-логопеда и зона для индивидуальных занятий находятся рядом, что позволяет осуществлять применение ТСО (ноутбук) на индивидуальных занятиях.
Сенсомоторная зона находится в доступном для детей месте, на полке. Содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики (пазлы, горох и фасоль для перебирания, сухой бассейн из фасоли, природный материал, пирамидки, игры с прищепками, со счетными палочками, с магнитиками, из фетра с пуговками, игры со шнуровками, самодельная книжка – раскладушка по сказке «Колобок» с пуговками, кнопками, молниями и липучками, и т.д.).
Учебная зона. Здесь расположена настенная азбука, полотно с буквами, звуковая линейка, дидактические игры с буквами и со звуками, рабочие тетради для занятий, простые и цветные карандаши и т.д.
Игровая, учебная и сенсомоторная зона расположены компактно, рядом друг с другом, что позволяет ребенку учиться и играть в одном месте.
Зона для развития фонематического слуха содержит пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие игрушки, картотеки игр на развитие фонематического слуха.
Зона для развития речевого дыхания содержит игры и упражнения, картотеки игр на развитие дыхания и голоса.
Зона для хранения наглядно - дидактических пособий и документации совмещена с некоторыми зонами, т.е. материалы находятся в одном шкафу, но на разных полках. Учебно - методические и наглядно - дидактические пособия расположены на верхних полках. Весь материал систематизирован по разделам: диагностический, информационный, звукопроизношение, лексико –грамматический строй, связная речь и размещен по папкам. Материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках.
Имеется паспорт кабинета. По ФГОС паспорт является одним из обязательных документов рабочего кабинета учителя-логопеда. В паспорте кабинета указаны общие сведения о кабинете, документация учителя-логопеда, методическая литература, необходимые пособия, дидактический и наглядный материал.
Весь материал необходимый для работы с детьми постоянно обновляется. Дети с удовольствием посещают логопедические занятия. Здесь созданы все условия для того, чтобы стимулировать развитие личности, инициативности, чувство уверенности и успеха.